ЛЕКЦИЯ 18

ЭТНОГЕНЕЗ

 

 

 

Хотя этносы рождаются и гибнут чуть ли не на наших глазах, процесс зарождения этносов до сих пор оставался неразрешимой загадкой. Может быть, первым, кто сделал серьезную попытку разобраться в вопросе, был Л.Н. Гумилев. Его концепция базировалась на том, что главным фактором этногенеза является ландшафт. Люди, осваивая ту или иную территорию, приспосабливаются к ландшафту, и это приспособление определяет культуру, поведенческие привычки и вообще то, что отличает один этнос от другого. Гумилев признавал, что по большому счету этносы одинаковы, а наблюдаемые различия либо случайны, либо вызваны тем, что этносы проходят разные стадии своей жизни. Он сравнивал этносы с организмами, которые живут и умирают. Вызывает их к жизни пассионарность людей, т.е. готовность идти на риск и даже жертвовать собой во имя некой идеи. Возникает эта пассионарность в результате космического облучения. Облученные этносы, прожив инкубационный период, который может длиться до 50 лет, вдруг взрываются и этнос начинает расширяться, завоевывая все новые территории. Затем пассионарность идет на убыль и этнос существует, тратя раз полученную энергию из космоса, уже как бы по инерции. Так он может прожить до 1200 лет и затем неминуемо приходит в упадок и гибнет, как погибли великие цивилизации Рим, Шумеры, Древний Египет и другие суперэтносы.

Концепция Гумилева страдает рядом недостатков, которые привели автора к грубым ошибкам. В частности, автор ошибочно принимает за этносы различные политические маски и переименования, а также случайные государственные образования. Китай, к примеру, был всегда, сколько помнит себя человечество и сколько помнит себя сам Китай. Так же и индусы. Ни те, ни другие никого не завоевали и всегда находились примерно там, где находятся и сейчас.

Самые древние реликты Индии, говорят о том, что жители этой земли с самого начала являлись носителями идеи цифры три или соответствующего ей желтого цвета, поскольку в самых древних ископаемых ожерельях уже находят именно по три зуба. Представления о пришельцах ариях, якобы принесших в Индию индоевропейскую культуру, не что иное как досужий вымысел. Арии по-арабски означает “голые”. Именно в виде голой женщины изображается небесная корова Нут вместе с голым Йебом, каждый из которых своей позой копирует соответствующую букву-цифру. И именно эта идея отображена и в третьей букве арамейского алфавита Гимель, и в русской букве с числовым значением три под названием Глагол = ГЛГЛ, т.е. голый-голый, в переводе на арабский: ъарий-ъарий. И самые ранние известные нам проявления религиозности организовались в виде сект, практикующих “голохождение”.

Приводящий к экспансии этноса пассионарный толчок, который принимается автором в качестве этнообразующего фактора, если таковой имеет место, приводит не к рождению этносов, а к их подавлению и зачастую даже к гибели, так что об этногенезе не приходится говорить. Ведь во время экспансии какого-либо этноса, окружающие его этносы имеют все шансы погибнуть, а не родиться. Надо сказать, что сама идея объяснять все и вся космосом также нелепа, как стремление объяснить цивилизацию Атлантидой или Богом. Ни одно, ни второе, ни третье не доступно для проверки. С научных позиций даже не имеет смысла критиковать космические объяснения.

К сожалению, ученый не признает в качестве этнообразующего фактора язык на том основании, что этнос может сменить язык, не переставая быть идентичным себе. Принять этот тезис можно только с оговорками. Я не вижу оснований называть русским человека, забывшего русский язык, даже если он сам себя называет русским. Наоборот, принадлежность к русскому (или другому этносу), может быть подтверждена, в первую очередь, владением русским языком в качестве родного. Но этого недостаточно. Надо еще себя искренне считать русским.

Чтобы разобраться в любом вопросе начинать надо с терминов. В данном случае нас должен интересовать смысл термина этнос, а также смысл конкретных этнонимов, попадающих в поле нашего внимания.

Этимологически термин этнос восходит к греческому слову, которое происходит от арабского ватан “родина”. Поэтому этнос это совокупность людей, признающих общность родины, подразумевающую также общность языка и культуры вообще.

Конечно, надо иметь в виду, что существуют особые этносы, например, евреи. Язык у них действительно не является этнообразующим фактором, поскольку они и сами не знают, каков их родной язык. Есть основания полагать, что иврит не является исконным языком евреев. Они всегда говорят на том языке, на котором надо. И иврит один из многих случайно подобранных ими языков. Но это отдельный случай и рассматривать его надо, с одной стороны, отдельно, а с другой, в рамках общей этнической структуры человечества.

Однако вместо того, чтобы вести бесплодную дискуссию на эту тему, покажем на примере, как просто решаются неразрешимые проблемы, если не упускать из внимания названия народов, этнонимы.

Например, Гумилев пытается понять причины внезапного и бесследного исчезновения могущественного тюркского государства под именем кимаки, просуществовавшего в начале прошлого тысячелетия на территории современного Казахстана в течение почти трех веков. Ни один из казахских родов, как пишет ученый, не принадлежит историческим кимакам. Гумилеву ничего не остается, как признать, что потомки кимаков растворились и ассимилировались среди других тюрков, не оставив ни следа. Согласитесь, вещь маловероятная.

Что касается этнонима, то ученый сознательно отказывается подвергать его анализу. И в этом как раз кроется ошибка. Сделаем эту работу за него мы. Кимаки, по-арабски означает “пшеничники” (от этого в русском хомяк, большой любитель пшеницы). Теперь следует поискать среди тюркских государств подобную идею. Оказывается, что первые три согласные этнонима узбеки в обратном прочтении по-арабски означает “хлеб” (хубз), откуда хаббаз “тот, кто продает или выпекает хлеб”. Нелишне здесь вспомнить выражение Ташкент город хлебный, а также родственников хомяков тушканчиков. Если посмотреть на вопрос со стороны выражения носимой этносом идеи через культуру, то, открыв любой справочник, мы сразу заметим особое отношение узбеков к керамике. Понятно, что этот интерес вызван сходством выпекания керамических изделий с технологией выпечки хлеба.

Выходит, кимаки не исчезли бесследно, как полагает наука, а сменили имя. Такую операцию переименований этносов и государств мы наблюдаем постоянно, но это не означает, что постоянно появляются новые этносы. Что касается того, откуда возникает в тюркском этногенезе идея хлеба, то и этот вопрос решается без затруднений. Молоко, которое для тюрков, как мы выяснили, является абсолютно сакральным понятием, по-арабски называется халиб (в диалектах хлиб), слово почти неотличимое от русского хлеб.

Идея Гумилева о равенстве всех этносов так же нелепа, как нелепа мысль о равенстве органов человека. Голова не равна ноге, нога не равна глазу, копчик не равен желудку. Единая этническая система человечества подразделяется на этносы, каждый со своей функцией, со своим предназначением, со своим местом в этнической таблице. Его свойства, особенности культуры и языка определяются, как и в случае химических элементов и веществ, местом в периодической системе. Положением в таблице задается и функция.

Идея равенства этносов это идея спящего, неразличающего сознания. Возникает она оттого, что имеется два вида счета, русского: слева направо и арабского: справа налево. Арабы считают цвета солнечного спектра от фиолетового до красного, мы наоборот. При учете одновременно двух видов счета получается, что все этносы восьмерки.

В этой связи возникает необходимость рассмотреть происхождение русского числительного восемь, вопрос, заметим кстати, который для традиционной этимологии остается за пределами ее досягаемости. Между тем, для новой этимологии здесь нет вопросов. Происходит это числительное, как и все другие числительные, от арабского языка, в частности, от обратного чтения арабского месов(и) “равный”. Так же и арабское восемь тамани, происходит от таман “эквивалент, цена”.

Как видим, в том и другом случае в основе восьмерки лежит идея эквивалента, равенства. Но арабское числительное созвучно с русским темный. В силу этого обстоятельства одновременный двойной счет приводит к затемнению сознания. Люди как бы не видят, что этносы различаются не только языком или культурой, но и формой носа, цветом кожи, длиной шеи даже и своей численностью. В итоге слепоты сознания в ООН Китай представлен одним голосом, так же, как и Великое герцогство Люксембург. Это означает, что интересы китайца представлены в этой международной организации в тысячи раз слабее, чем интересы гражданина государства Люксембург. Так, мнимое равенство этносов абсурдным образом оборачивается своей противоположностью, сегрегацией.

Этносы различаются не только численностью, но и носимой ими идеей, выполняемой функцией, предназначением. Форма носа только отражение этой идеи. У французов через нос (и назальное произношение) отражается табличный номер шесть, по созвучию ЙНС “секс” с русским словом нос в обратном прочтении. Так же у греков. Но за еврейским носом другая идея, идея поддержания человечества в сонном состоянии: нос-сон.

Понятая идея этноса позволяет объяснить на первый взгляд странные вещи. Например, почему немцы, будучи предельно воинственной и организованной нацией, почти никого не завоевали в противоположность англичанам, испанцам, португальцам, хотя попыток к этому сделали достаточное количество? Все дело в том, что немцы, как и их тотем муравьи, являются санитарами. Они уничтожают этническую мертвечину где с помощью военных действий, где с помощью культурного взаимодействия. Война не требует комментариев, а вот культурное сотрудничество поясним. Русская православная церковь объявила русский народ смердящим трупом (выступление одного из попов по Радио России в апреле 2002 года). И для этого есть основания. И тут как тут русско-немецкая культурная встреча молодежи (май того же года), названная культурным форумом. Выясняется, что немецкая молодежь изучает русский язык на порядок меньше, чем русская немецкий. Получается, что на самом деле происходит постепенное онемечивание русских. Это выгодно: не затратив ни евро, получить в будущем неплохого специалиста. Чтобы сгладить вопиющее противоречие, немцы дарят русским картины из разграбленных во время войны русских музеев. При этом никто не замечает, что за словом форум на самом деле латинское формика “муравей”. Кто-то поймет, что я оскорбляю немцев. Отнюдь. Каждый выполняет свою функцию. Русь, не подставив омертвевшие и смердящие бока немецкому муравью, не сможет исполнить свою функцию. Это похоже на то, как стадо антилоп пасется под носом у льва. Лев проголодается и съест больную антилопу, обременяющую стадо. Конечно, германские и американские муравьи предпочитают питаться русскими мозгами. Но русские мозги на американской почве скоро станут так же плохо соображать, как и американские. Да они уже давно стали не русскими, еще до их утечки. Поэтому в так называемой утечке мозгов для Руси благо, избавление от смердящего балласта.

Так что, как видим, о равенстве этносов не может быть и речи. И если некоторые этносы умирают, так дело не в возрасте, а в дисфункции. Если Русь не будет исполнять свою функцию, то ее смердящее тело будет съедено некрофагами до белых косточек.

Возвратимся на некоторое время в мир химии и обратим внимание на процесс происхождения элементов. Все космическое пространство, как говорит нам наука, на 99,5% наполнено водородом и гелием, которые вместе образуют плазму, вещество солнца и звезд. В плазме водород пережигается в гелий.

В некоторых точках космического пространства имеются планеты, составленные из порядка ста элементов. По происхождению планеты восходят к плазменным образованиям, звездам. Из этого вытекает, что все элементы произошли от плазмы, тем более что их атомные массы являют собой всего лишь кратные водороду. Если перенести эти идеи в мир семантики, тогда получается, что русский язык является генератором (по-русски родителем) всех других языков, даже арабского. И действительно. Занимаясь в свое время корнеобразованием в арабском языке, я заметил, что глубоко мотивированные арабские корневые цепочки вдруг как бы обрывались и их начала оказывались в русском языке. Такое наблюдалось и по отношению к отдельным корням, которые против обыкновения трудно было сблизить с каким либо из корней арабского языка, но легко сближались с русским корнем. Судить и сидеть (в тюрьме) явно корни родственные. Судить восходит к ар. асад "лев", далее к йсуд "царствовать", родственно тавассад "опираться на подушки", сравни русское восседать. Но вот корень СЖН "тюрьма", откуда сужана "узники" не имеет связей с другими корнями. Понятно, что этот корень идет от русского по-саженый. Он образовался в русском языке, поскольку только в нем имеет место чередование Д/Ж: родить - рожу, садить - сажу, ходить - хожу и т.д.

Арабский язык в паре РА выполняет организующую и стабилизирующую функцию. Чередование согласных в арабском корне немыслимое дело, тогда как в русском оно чрезвычайно распространено и именно оно является одним из источником пополнения корней в арабском. Русские варианты корня, образовавшиеся как следствие чередования согласных, в арабском оформляются как разные корни.

Ошибки традиционного языкознания в вопросе глоттогенеза вызваны методологическим заблуждением в представлениях относительно языковых контактов. Считалось, что такие контакты могут происходить не иначе как в форме контактов прямых или косвенных носителей языков. И хотя человечество уже более ста лет хорошо знакомо с явлением интерференции волн в полевых структурах, языковеды оставались глухи к достижениям физической науки.

При таком положении вещей эволюция письменности могла прослеживаться не иначе как путем сравнения письменных документов, дошедших до нас из прошлого. Каждая инновация рассматривалась как изменение предшествующего образца. Т.е. современные системы письма рассматриваются как происходящие от их древних аналогов.

На самом деле, если рассматривать письменные системы знаков логически, вне зависимости от истории, то получается довольно парадоксальная картина. Древние алфавиты восходят логически к современным. В том смысле, что современный арабский алфавит при объяснении мотивации своих знаков не нуждается в привлечении других, более древних источников. Он сам объясняется как простая нумерация звуков. В древних алфавитах только намечаются связи букв с цифрами. Так в древнеарамейском алфавите, пожалуй, только Шин, имея числовое значение 300, имеет ясную связь с цифрой 3. Если уже знаешь, в чем дело, можно заметить, что и некоторые другие буквы в замаскированном виде соотносятся с арабскими цифрами.

Та же закономерность наблюдается, например, и в звуковом строе семитских языков. Многие семитологи вынуждены признавать, что арабский язык полезно считать как бы праязыком древних, уже мертвых семитских языков. Так, в арабском наблюдается идеальная система трехгласия, идеальная система трехбуквенного корня, идеальная система трех падежей, идеальная система гортанных. В других семитских языках остались лишь следы этих идеальных систем. Гортанные пишутся, но не произносятся, из трех падежей остались следы в виде наречных образований, жесткий трехсогласный корень разрушен.

Чтобы избежать логических трудностей, следует принять иную картину языковой эволюции. Все и языки и письменности имеются в готовом виде в подсознании и в смысловых полях. Вначале слепое человечество снимает оттуда образы слов и письменных знаков в грубых, искаженных, приблизительных формах. Постепенно оно прозревает и начинает считывать идеальную языковую картину все более точно и в историческом процессе все более приближается к образцу. Именно поэтому самые древние письмена не имеют мотивации, но со временем их знаки все более приближаются к цифрам. Каждая новая система письменности происходит не от предыдущей, а от идеального образца, хотя и может сохранять преемственность с ранними формами письма. Мертвые знаковые системы потому и стали мертвыми, что не соответствовали образцу.

Это положение можно сравнить с положением только что родившегося котенка. Вначале сквозь пелену он видит смутные очертания предметов в виде неясно очерченных теней. Постепенно пелена утончается и тени приобретают все более четкие границы. Наконец, когда пелена спадает, котенок может легко отличить маму от дерева и от мыши. Но это не значит, что дерево и мышь произошли от тех теней, которые он видел в первый день после рождения.

Человеческая история есть постепенный процесс поиска себя. Поиска своего места в плане божественного творения. То, как это происходит можно проследить почти на любом предмете, отражающем культуру того или иного этноса. Возьмем к примеру негритянскую бандуру под названием банджо. Он была вывезена из Западной Африки в 17 веке вместе с черными рабами. В то время количество струн этого музыкального инструмента колебалось от четырех до девяти. И только в 19 веке он была усовершенствован и количество струн стало равняться пяти (см. БСЭ), что точно отражает этнический номер негров. Что касается бандуры, то этот трехструнный щипковый инструмент (см. БСЭ) точно соответствует этническому номеру Украины, а также количеству пород украинской свиньи. Вряд ли, однако, с самого начала было три породы. Очевидно, что эти породы получились в результате длинной и кропотливой селекционной работы. Коричневый шоколод, так любимый немцами, появился в Европе тоже довольно поздно, гораздо позже тевтонских рыцарей (от имени бога смерти Тота, корень ТВТ).

При всем при этом считывание идеального образца происходит с одной из семи пронумерованных позиций так, что в отклонениях от образца записывается номер или, говоря метафорически, угол отражения ядра языкового “орешка” на поверхность (скорлупку).

Существующей системой образования в нас внедрена ложная идея, согласно которой язык есть творение народа. Все как раз происходит наоборот. Язык творит народ. Вначале, как слепой котенок, тот или другой этнос угадывает слова и элементы культуры, например, движения танцев, ритуалы, все с большей настойчивостью ища соответствий с заданными ему образцами. Тем самым он ищет свое место в таблице. Если не находит, может произойти дисфункция и этнос исчезнет.

Позиция каждого этноса подкрепляется правильно снятым из подсознания образцом, и этот отраженный знаковый образец как бы со своим индексом и формирует культуру этноса, его национальные особенности, разумеется, с учетом и в согласовании с наличной реальной исторической ситуацией, со всей совокупностью факторов среды географической, природной, культурной, социально-этнической и т.д.

Ранее мы рассмотрели европейскую красную колонку этнической таблицы. Такая диспозиция европейских этносов отражает современное их состояние. Но если взять этническую европейскую диспозицию тысячу и более лет назад, соотношение этносов было другим. Однако в течение тысячи лет происходили такие процессы в этнической истории Европы, в результате которых этносы выстроились согласно номерам. Это напоминает то, что происходило с языками и алфавитами. Вначале образуются слабо организованные, рыхлые этнические образования, но в процессе истории этническая организация региона постепенно упорядочивается.

Разумеется, нельзя снимать со счетов культурные и языковые контакты этносов, те культурные волны взаимодействий, которые размывают этнические табличные номера. Но это явление прослеживается лишь как тенденция. Этнос при заимствованиях проявляет свою избирательность и из захлестнувшей его культурной волны в первую очередь отбирает то, что соответствует его номеру.

Известно, что готика, как течение в искусстве и архитектуре, родилась в Италии, но в силу того, что этот стиль позволяет хорошо выразить истинный немецкий дух, он получил, задним числом, "немецкое" название и навсегда закрепился в немецком готическом шрифте, поскольку острая буква как бы выражает образ тотема-муравья, несущего сосновые иголки в свой муравейник.

То же и по отношению к карнавалам. Карнавалы, как и готика, родились в Италии, возможно, как реплика африканской масочной культуры. Но немецкие карнавалы сделали акцент на цифре два, через предпочтение масок смерти, а также через специфическую нумерологию. Например, кельнский карнавальный сезон начинается ежегодно 11.11 в одиннадцать часов, одиннадцать минут. Понятно, что здесь 11 является откровенной маской двойки, точно как число 11 сентября в американской трагедии. Оно согласуется с небоскребами-близнецами японского проекта, с одной стороны, и с японской трагедией, случившейся ровно 56 лет (в сумме 11) назад в виде двух атомных взрывов. При этом летчики, пилотировавшие лайнеры, называясь международным словом японского происхождения, только подтверждают, что метафизический сценарий событий разворачивался на самом деле не между христианской и мусульманской цивилизациями, а между Японией и Америкой. Это вовсе не исключает того, что реальные исполнители руководствовались совсем другими мотивами.

Другой пример того, как этнос избирательно относится к захлестывающей его культурной волне. Туркмения, будучи носителем номера два, "проговаривает" его через целый ряд признаков. Из советской музыкальной культуры, которая по своему происхождению является общеевропейской, Туркмения выбирает, главным образом, контаты, позволяющие ей выразить пафос воспевания павших героев.

Таким образом, культурные волны не всегда размывают исконные номера. Иной раз они только подчеркивают, оттеняют табличные номера.

В конечном итоге все этническое и культурное разнообразие может быть сведено к первоисточнику, семантической плазме, а в ней к русскому языку.

Этногенез это все повторяющийся процесс воспроизводства виртуального наличного состава этносов на всех уровнях этнической таблицы. Если посмотреть, как этот процесс протекает у истока, придется взять описание Белоруссии столетней давности. Тогда считалось, что Белоруссия и белорусы не имели никаких этнических и языковых отличий от русских. Белоруссия всего лишь сто лет назад признавалась лишь как географическое название нескольких русских губерний. Сейчас белорусы являются одним из славянских этносов, со своим языком, со своей культурой и своей государственностью. Можно предположить, что и другие славянские этносы когда-то прошли позицию Беларуси и Украины, а германские племена образовались в результате модификации славян.

Не обязательно, чтобы при этом существовала Русь в качестве проявленного этноса в его современном виде. Не исключено, что древний Рим был предтечей Руси, ее несколько искаженной, пока еще не очень четкой копией. Иначе как объяснить огромное количество русизмов в латыни и то, что мифология Рима строилась исключительно на русском языке. Вспомним еще раз имя официального бога римской идеологии громовника Вулкана и волчицу, вскормившую Ромула и Ремула, имена которых отражают чередования гласных в русском корне: (г)ром (г)ремит). При этом Ремул умер (читай наоборот), а Ромул основал государство Рома.

Более того, при учете изложенного в этой работе фактического материала, не будет слишком большой смелостью утверждать, что в конечном итоге, все этносы есть потомки Руси и любой язык в конечном итоге восходит к русскому, носители которого в качестве бога имели Рода. Русь прародительница всех этносов. Все этносы дети Руси. Именно поэтому Русь заискивает перед любым из них, а те, как иваны, не помнящие родства, готовы пинать ее кованными сапогами как только представится случай.

То, что русский язык вечный, свидетельствуют даже насекомые, программа поведения которых, как было показано на муравьях и пчелах, строится на русско-арабских созвучиях. Как говорят ученые, насекомые существовали тогда, когда людей еще не было. А русский язык был. Если кто-то посчитает этот аргумент недостаточным, то обратимся к структуре вещества солнца и звезд, которая в виде элементов водорода и гелия копирует структуру семантической плазмы, состоящую из русского языка и арабского.

Ведь вначале было слово. Слово русское и арабское.

 

Резюме

Этносы рождаются в согласии с периодическим законом, по которому этнические образования имеют номера, сопряженные с цветом места в таблице, за которыми стоит целая система созвучных с номером идей, косвенным образом отражающая предназначение того или иного этноса. Таблица формируется языковой плазмой, состоящей из русского и арабского языков. Умирают этносы не по возрасту, а из-за дисфункции. Точно как это происходит с органами организма. История человечества, как и история отдельных этносов есть история поиска себя, своего места в промысле Господа.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz